Основные способы работы с программой
Программа Swim Base является многооконной программой Windows. Она выполняется в отдельном окне с Главным меню и Панелью инструментов.
Программа имеет "многодокументный интерфейс". Это означает что в ней можно открыть несколько окон и работать с ними одновременно. Переключаться между окнами можно при помощи мышки или через меню "Окна" программы.
Главное меню – это строка "Файлы, Данные, Справочники…" в верхней части основного окна программы. Через главное меню имеется доступ совершенно ко ВСЕМ функциям и окнам программы.
Главное меню и панель инструментов программы
Панель инструментов – это ряд кнопок, расположенных в верхней части главного окна программы непосредственно под строкой главного меню. Эти кнопки предназначены для запуска функций программы, которые используются чаще всего. Открывать окна программы из панели инструментов быстрее и удобнее, чем из главного меню.
Основным средством работы с программой служат окна. В верхней строке (заголовке) каждого окна, видно его название. В любом окне имеется несколько элементов управления. Типичными элементами управления являются поля ввода, списки и кнопки.
Между элементами управления в окне можно перемещаться при помощи клавиш <Tab>, <Shift-Tab>, <Ctrl-Tab>, клавиш управления курсором, либо щелчком левой кнопки мышки на нужном элементе.
Если подвести курсор мышки к элементу управления и задержать его над ним на секунду, то выводится всплывающая подсказка об этом элементе. Этими подсказками удобно пользоваться на этапе освоения программы.
В программе есть два основных вида окон: Таблица и Форма.
Таблица - это окно, предназначенное для работы с некоторой таблицей базы данных. Пример таблицы - окно "ЛЮДИ":
Пример таблицы - окно "ЛЮДИ" (щелкните чтобы увеличить)
Основным элементом таблицы является список записей. По записям можно передвигаться при помощи клавиш управления курсором <Вверх>, <Вниз>, <PgUp>, <PgDn>, <Home>, <End>, линеек прокрутки, либо при помощи мышки. В таблице удобно искать нужную запись.
В верхней части окна таблицы находится несколько кнопок, предназначенные для выполнения основных операций с записями. Вот список основных операций при работе в таблице и соответствующих им "горячих клавиш", предназначенных для быстрого выполнения операций без использования мышки:
Операция |
Кнопка |
Горячая клавиша |
Добавить новую запись | <Insert> | |
Изменить (открыть) запись | <Enter> | |
Удалить запись | <Delete> | |
Копировать запись | ||
Выбрать записи | <Enter> | |
Вызов справочника | ||
Перевывести таблицу | ||
Отметить или снять отметку | <Alt+О> | |
Снять все отметки записей | <Alt+С> | |
Инвертировать отметки | <Alt+И> | |
Поиск записи | <Ctrl+F> | |
Справка о данном окне | <F1> |
Записей в таблице может быть больше, чем их умещается в окне. Для прокрутки записей по вертикали удобно пользоваться мышкой. Для прокрутки можно также использовать клавиши <Вверх>, <Вниз>, <PgUp>, <PgDn>. Для быстрого перемещения к первой записи таблицы используется клавиша <Home>, к последней записи - <End>.
Если часть полей записи не умещается в окне по горизонтали, то в нижней части таблицы появляется горизонтальная линейка прокрутки. С ее помощью можно прокручивать таблицу в горизонтальном направлении при помощи мышки. При помощи клавиатуры это можно сделать клавишами <Влево> и <Вправо>.
Кроме кнопок управления, в верхней части окна таблицы обычно имеется поле для поиска: локатор. Если ввести в это поле искомое значение и нажать клавишу <Tab>, то будет предпринята попытка поиска в таблице значения, наиболее близкого к введенному.
Вкладки (типа "по Фамилиям", "по Организации", "по Категории", "по Городу" и т.д. в таблице "ЛЮДИ") предназначены для переключения способа сортировки и группировки записей в таблице. В данном случае на вкладках "по Фамилиям" и "по Кодам" видны все записи таблицы "ЛЮДИ", но по разному упорядоченные (и с разным полем "локатора" для поиска). А, например, на вкладке "по Группе" видны только люди выбранной группы, которую нужно предварительно выбрать в верхней части окна.
Кроме этого, во всех таблицах программы возможна сортировка по содержимому любой колонки таблицы. Для того чтобы отсортировать записи в таблице по какой-либо колонке нужно просто кликнуть мышкой на заголовке этой колонки. Повторный "клик" на этом заголовке колонке изменяет порядок сортировки на противоположный.
Как пользоваться «Поиском»
При помощи функции "Поиск" можно делать поиск по содержимому любой колонки, которая имеется в таблице. Эта функция вызывается нажатием кнопки [Поиск] в верхней части окна либо при помощи комбинации клавиш <Ctrl+F>. В появившемся окне «ПОИСК…» нужно выбрать название колонки, в которой будем искать, и в поле «Искать» ввести искомое значение (число или часть строки). После нажатия кнопки [Поиск] программа попытается найти первую запись, удовлетворяющую заданному условию поиска. Следующие записи, удовлетворяющие этому условию, можно найти последовательно нажимая клавишу <F3>.
Нужно помнить, что перед началом поиска нужно обязательно переместить курсор в самое начало таблицы (на первую запись), так как поиск производится начиная с текущей выделенной записи.
Как пользоваться «Быстрым фильтром»
Функция «Быстрый фильтр» действует подобно Фильтрам программы, то есть просматривает все записи таблицы и оставляет на экране только те записи, которые удовлетворяют заданному условию.
Эта функция может искать заданную подстроку сразу во всех строковых полях таблицы. Вызывается «Быстрый фильтр» при помощи комбинации клавиш Ctrl+Shift+F. При этом появляется окно, в котором нужно ввести искомую подстроку и нажать кнопку «Включить фильтр».
После окончания поиска важно не забыть отключить фильтр (Ctrl+Shift+F и «Отключить»), так как нигде не видно, что в данный момент «Быстрый фильтр» включен. Это может привести к недоразумениям: ведь при включенном фильтре в таблице не видны ВСЕ записи!
Форма - это окно ввода, обеспечивающее доступ к полям одной записи базы данных. По заголовку формы обычно видно какое действие выполняется с записью в данный момент. Таких действий может быть всего три:
Добавление - Добавление новой записи
Изменение - Изменение (или просмотр) существующей записи
Удаление - Удаление существующей записи
Пример простой формы - окно "ГРУППА":
Пример формы - окно "ГРУППА"
В центре окна формы имеется несколько полей, предназначенных для ввода или изменения данных в записи. Перед каждым полем ввода имеется строка, поясняющая значение данных этого поля. Данные в поля вводятся при помощи клавиатуры. Справа от некоторых полей ввода имеется кнопка , предназначенная для выбора данных из соответствующего Справочника. При нажатии на такую кнопку вызывается Справочник, в котором можно выбрать нужную запись и нажать кнопку "Выбрать" (<Enter>). Некоторые поля в форме могут быть недоступными для редактирования - это информационные поля. Они отличаются от полей ввода желтым цветом фона.
Поле, на котором в данный момент находится "фокус ввода" (курсор) выделяется цветной рамкой. У большинства полей эта рамка имеет желтый цвет. Но обязательные для ввода поля выделяются рамкой розового цвета.
В нижней части формы имеется кнопка "Записать" . Нажатие на нее записывает запись в базу данных и закрывает окно. Эта кнопка имеет "горячую клавишу" <Enter>. После нажатия на кнопку "Записать" программа сначала проверяет правильность ввода данных в поля ввода. Если значение в каком-либо поле не верно (или если не заполнено обязательное поле), то курсор перемещается в это поле.
Закрыть форму без изменения записи можно кнопкой "Отменить" , которая реагирует на горячую клавишу <Esc>. Другой вариант закрытия: красной кнопкой "Х" в правом верхнем углу окна.