Основные способы работы с программой
Программа Мой отель является приложением Windows. Она выполняется в отдельном окне с Главным меню и Панелью инструментов. Программа имеет "многодокументный" интерфейс, то есть, в ней можно открыть несколько окон и работать с ними одновременно. Переключаться между открытыми окнами можно при помощи мышки, клавиатуры или через меню Окна.
Основным средством работы с программой служат окна. В самой верхней строке (заголовке) окна, выводится его наименование. В любом окне имеется несколько элементов управления. Типичными элементами управления являются поля ввода, списки и кнопки.
Между элементами управления в окне можно перемещаться при помощи клавиш <Tab>, <Shift-Tab>, <Ctrl-Tab>, клавиш управления курсором, либо путем нажатия левой кнопки мышки на нужном элементе.
Если подвести курсор мышки к элементу управления и задержать его над ним на секунду, то выводится всплывающая подсказка об этом элементе. Этими подсказками удобно пользоваться на этапе освоения программы.
Имеется два основных вида окон, обеспечивающих доступ к файлам базы данных: Таблица и Форма.
Таблица - это окно, предназначенное для работы с какой либо таблицей базы данных.
Пример таблицы: окно "Номера":
В таблице удобно искать нужные записи. Основным элементом таблицы является список записей. По элементам таблицы - записям, можно передвигаться при помощи клавиш управления курсором <Вверх>, <Вниз>, <PgUp>, <PgDn>, <Home>, <End>, линеек прокрутки, либо при помощи мышки.
В окне таблицы обычно находится несколько кнопок, предназначенных для выполнения основных операций с записями. Ниже приведен список основных операций при работе в таблице и соответствующих им "горячих клавиш" для быстрого выполнения операций без использования мышки:
Операция |
Кнопка |
Горячая клавиша |
Добавить новую запись | <Insert> | |
Изменить (открыть) запись | <Enter> | |
Удалить запись | <Delete> | |
Копировать запись | ||
Выбрать записи | <Enter> | |
Вызов справочника | ||
Перевывести таблицу | <Alt+В> | |
Поиск записи по образцу | <Ctrl+F> | |
Суммировать | ||
Печатать | ||
Открыть в Excel | ||
Справка о данном окне | <F1> | |
Выход из окна | <Esc> |
Записей в таблице может быть больше, чем их умещается в окне. Для прокрутки записей по вертикали удобно пользоваться мышкой. Для прокрутки можно также использовать клавиши <Вверх>, <Вниз>, <PgUp>, <PgDn>. Для быстрого перемещения к первой записи таблицы используется клавиша <Home>, к последней записи - <End>. Эти действия можно также выполнять при помощи шести кнопок навигации, расположенных в нижнем левом углу таблицы. Если часть полей записи не умещается в окне по горизонтали, то в нижней части таблицы появляется горизонтальная линейка прокрутки. С ее помощью можно прокручивать таблицу в горизонтальном направлении при помощи мыши. При помощи клавиатуры это можно сделать клавишами <Влево> и <Вправо>.
Кроме кнопок управления, в верхней части окна таблицы обычно имеется поле для поиска: локатор. Если ввести в это поле искомое значение и нажать клавишу <Tab>, то будет предпринята попытка поиска в таблице значения, наиболее близкого к введенному.
В любой таблице программы работает функция «Поиск». С ее помощью можно делать поиск по содержимому любой колонки таблицы. Эта функция вызывается нажатием кнопки [Поиск] в верхней части окна либо комбинацией клавиш <Ctrl+F>. В появившемся окне «Поиск…» нужно выбрать колонку, в которой будем искать, и в поле «Искать» ввести искомое значение (число либо подстроку). После нажатия кнопки [Поиск] программа попытается найти первую запись, удовлетворяющую заданному условию поиска. Следующие записи, удовлетворяющие этому условию, можно найти, последовательно нажимая клавишу <F3>. Важно! Перед началом поиска нужно переместить курсор в самое начало таблицы (на первую запись), так как поиск производится начиная с текущей выделенной записи.
Для поиска в таблице можно также использовать «Быстрый фильтр». Он действует подобно Фильтрам программы, то есть просматривает все записи таблицы и оставляет только те записи, которые удовлетворяют заданному условию. Эта функция может искать заданную подстроку сразу во всех строковых полях (колонках) таблицы. Вызывается «Быстрый фильтр» при помощи комбинации клавиш <Ctrl+Shift+F>. При этом появляется окно, в котором нужно ввести искомую подстроку и нажать кнопку [Включить фильтр].
Внимание! После окончания поиска важно не забыть отключить фильтр (Ctrl+Shift+F и [Отключить]), так как нигде не видно, что в данный момент «Быстрый фильтр» включен, и это может привести к недоразумениям: в таблице нет записей, которые ДОЛЖНЫ быть!
Форма - это окно ввода, обеспечивающее доступ к полям одной записи базы данных. Пример формы - окно "Номер":
В заголовке окна формы обычно выводится информационная строка, по которой видно какое действие выполняется с записью в данный момент. Таких действия может быть всего три:
Добавление - Добавление новой записи
Изменение - Изменение (или просмотр) существующей записи
Удаление - Удаление существующей записи
В центре окна формы имеется несколько полей, предназначенных для ввода или изменения данных в записи. Перед каждым полем ввода имеется строка приглашения, поясняющая значение данных этого поля. Данные в поля вводятся при помощи клавиатуры.
Поля желтого цвета не предназначены для ввода в них данных. Они только выводят какую-либо информацию.
Справа от некоторых полей ввода имеется кнопка , предназначенная для выбора данных из соответствующего Справочника. При нажатии на такую кнопку вызывается справочник, в котором можно выбрать нужную запись и нажать кнопку "Выбрать" (<Enter>). Некоторые поля в форме могут быть недоступными для редактирования - это информационные поля. Они обычно отличаются от полей ввода цветом.
В нижней части формы имеется кнопка [Записать] , нажатие на которую записывает запись в базу данных. Эта кнопка имеет "горячую клавишу" <Enter>. После нажатия на кнопку [Записать] программа сначала проверяет правильность ввода в поля ввода окна. Если значение в каком-либо поле не верно, то курсор перемещается в это поле.
При выполнении операции удаления, на месте кнопке [Записать] появляется кнопка [Удалить], нажатие на которую безвозвратно удаляет запись из базы данных.
Покинуть форму без изменения записи можно при помощи кнопки [Отменить] , которая реагирует на "горячую клавишу" <Esc>.
Регистрация сотрудника при запуске программы
Доступ к различным функциям программы разграничен для разных категорий сотрудников. Поэтому при запуске программы каждый сотрудник должен зарегистрироваться путем ввода своего кода и пароля в окне регистрации:
Программа запускается только если введены правильные Код и Пароль сотрудника. Информация о сотрудниках и их правах доступа находится в Справочнике сотрудников программы.