Франшиза автоломбард: плюсы и минусы
В последнее время в интернете активно продвигаются предложения по франчайзингу автоломбард. Зададимся вопросом: Что лучше - открыть свой собственный автоломбард, купить действующий автоломбард или приобрести франшизу?
Почем франчайзинг для народа?
Историческая справка:
Франчайзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия») - вид отношений между субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
В нашем случае Франчайзинг - Автоломбард это по сути «аренда» коммерческого названия автоломбарда, давно раскрученного и легко узнаваемого.
Первое, что следует запомнить:
1. Франчайзер должен быть состоявшимся брендовым автоломбардом, имеющим свою сеть, располагающий разработанной системой ведения бизнеса, фирменным стилем, ноу-хау, знаниями ломбардной деятельности, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами. Только такой автоломбард может позволить разрешить другой стороне (франчайзи) использовать свою систему на оговоренных условиях. Любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе. И поэтому прежде чем приобретать франшизу нужно быть уверенным, что услугу вы приобретаете у успешно работающей сети автоломбардов, с многолетним стажем и безупречной репутацией.
Если внимательно присмотреться к предложению по франшизе-автоломбард, можно отметить , что франчайзеры вовсе не являются брендовыми и давно известными автоломбардами. Это безымянные, а подчас работающие на рынке не более года – двух компании. Так, реклама одной франшизы полностью была скопирована со статей моего сайта. Если франчайзер не в состоянии сам написать статью, а попросту её ворует, что можно ожидать от такого франчайзера? Может быть кражи, только уже у купившего франшизу.
Второе, что необходимо сделать при покупке франшизы - это проанализировать следующее:
1. Срок существования автоломбарда-франчайзера и опыт работы на рынке;
2. Количество имеющихся точек сети;
3. Темпы развития автоломбардной сети и ближайшие перспективы;
4. Наличие устоявшейся бизнес политики и оценки различных факторов.
Реальный случай покупки франшизы автоломбард
Совсем недавно к нам обратился один из франчази. Он приобрел франшизу за 850 тысяч рублей. За эти деньги франчайзер должен был полностью подготовить офис к работе, купить оборудование, обучить персонал работе, разработать сайты и обеспечить их продвижение… Франчайзи ни о чем не должен был думать! Вот эта фраза, как правило усыпляет бдительность франчайзи (покупателя).
В итоге, был найден офис (который не совсем отвечает требованиям расположения автоломбарда), закуплены компьютеры, принтер, столы и стулья! Потребовались расходы за профессиональную винду 3 шт, за антивирусник, за crm, за доступ в НБКИ, за маяки для установки на автомобили, за сайты и их продвижение. Правда, был сделан один сайт, который тоже не отвечает современным требованиям к продвижению автоломбарда. И после данных операций франчайзер потихоньку ушел в тень. И вот уже в течении двух месяцев покупатель франшизы не может добиться вразумительных ответов по дальнейшему сопровождению бизнеса…
Помимо полного сопровождения, обучения, юридических и бухгалтерских услуг, франчайзи была обещана уникальная система работы. До сегодняшнего дня эта система осталась нераскрытой тайной.
А вышел на нас этот франчайзи с вопросом по лицензии на программу Автоломбард. Ему установили программу, которая была приобретена у нас полгода назад совершенно другим автоломбардом, который решил от своего имени приторговывать чужим интеллектуальным продуктом.
В итоге, франчази оказался в ситуации, когда только суд может вернуть потраченные деньги. Выяснилось, что франчайзер успел “наследить” не только с нашими героями. Ещё нашлись несколько организаций, которые так же пострадали от данных специалистов. История у всех под копирку одинакова, итог – судебные тяжбы. Причем, суды по некоторым случаям уже состоялись. Схема признана мошеннической, выплаты по искам составляют от 1.5 млн и выше. Но пока никто обманутым франчайзи ничего не вернул, и как видится, возвращать не собирается. Франчайзер банкротит фирму, чтобы через некоторое время появиться на рынке с новым предложением “финансовой франшизы которой не страшен кризис и экономическая нестабильность в стране!”
Историческая справка:
По оценкам РАФ, рынок франчайзинга в России за последние пять лет увеличивался на 25% ежегодно. На рынке франчайзинга в России присутствует очень много недобросовестных франчайзеров, предлагающих франчайзинговые проекты низкого качества. В интернете вы найдете большое количество порталов, размещающих каталоги, списки и примеры франчайзинга в России. Однако сразу оговорюсь, и это очень важно: больше половины франшиз, заявляющих о себе как о франшизах на отечественном рынке, таковыми вовсе не являются! Они не обладают комплексом признаков, присущих качественной, успешной и честной франшизе.
Франчайзинг по-русски. Пока, к сожалению, в России отсутствует система аттестации и стандартов соответствия франшиз, нет официальной статистики франчайзинга. Нет компетентных консалтинговых компаний, где можно получить информацию и снизить риски выбора некачественных франшиз. Нет коммуникационных площадок — Центров франчайзинга, не существует системного обучения франчайзинговым отношениям (франчайзер — франчайзи). Cама идея франчайзинга новичку обычно кажется простой. Но это обманчивое ощущение. Тема франчайзинга обширна, и чем глубже погружение, тем больше проблем, задач и ситуаций, требующих грамотного разрешения и описания возникает. А вот профессиональных и компетентных экспертов по франчайзингу в России очень мало. И ещё: процентов 70 предложений на рынке франшиз - пустышки.
Как ещё обезопасить себя от обмана при покупке франшизы автоломбард?
Прежде всего необходимо обратить внимание на договор и его форму. Если смотреть законодательство, то это должен быть ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ, причем в обязательном порядке регистрируемый в Роспатенте. На сегодняшний день это единственный законный тип договорных отношений в России, который в наибольшей степени соответствует принципам франчайзинга. Франчайзинг, как форма отношений субъектов предпринимательства, в России юридически пока никак не определяется. Только такой Договор (ГК РФ Статья 1027. Договор коммерческой концессии) юридически может защитить интересы франчайзи.
Содержание договора может быть различно, от простого до сложного. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж.
Что получает франчази при покупке франшизы-автоломбард?
При автоломбардном франчайзинге, франчайзи получает право пользования ноу-хау в виде рецептов и процедур для предоставления автоломбардных услуг. Франчайзи оформляет свою точку товарным знаком франчайзера, пользуется его поддержкой при оформлении офиса, обучении персонала и методологии обслуживания клиента. Также предусматривается доступ франчайзи к определенной информации, базам данных по проверке заемщиков, постановке на учет в необходимых организациях, разработке необходимого пакета документов, обучения персонала вплоть до рекомендаций по продвижению и маркетингу, специальному программному обеспечению.
Как правило, недостатки франчайзинга связаны с недобросовестностью самого франчайзера, и обусловлены природой франчайзинга.
Что может пойти не так:
- Недостаточная (или вовсе отсутствующая) консультационная и управленческая поддержка со стороны франчайзера (что мы наблюдали в описываемом случае);
- Не дожидаясь окончания договора, франчайзер может исчезнуть из поля видимости и досягаемости франчайзи, бросить его на пол-дороге;
- Пустышный франчайзер готов оказывать услугу любому готовому платить деньги. У настоящего франчайзера ещё потребуется пройти процедуру отбора и не факт, что франчайзер пожелает заключить с ним договор;
- Меньшая переговорная сила франчайзи по сравнению с франчайзером, в результате чего в случае возникновения конфликта велика вероятность того, что франчайзер сумеет настоять на выгодном для себя решении в ущерб интересам франчайзи;
- Риск потери денег вложенных в бизнес в случае непонимания франчайзингового договора. Для минимизации этих рисков необходимо тщательно подходить к выбору франчайзера и проработки договора;
- Проверить не только у самого франчайзера (регистрационные документы, аудит бухгалтерии, наличие сети, лично посетить офисы, а не смотреть на предоставленные фото). А также попробовать найти информацию о его добросовестности.
- Посмотреть статистику продлеваемых договоров, наличия других франчайзи (не являетесь ли вы первыми);
- Есть ли проблемы у данной франчайзинговой сети. Для этого можно ознакомиться с аналитическими публикациями, посетить действующих франчайзи, изучить отзывы клиентов и франчайзи на специализированных форумах.
Четкое понимание как достоинств, так и рисков франчайзинга поможет предпринимателю выбрать франшизу и эффективно использовать интеллектуальную собственность и управленческую поддержку франчайзера для обеспечения успеха своего бизнеса.
Франчайзинг имеет право на жизнь, если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления бизнеса. Франчайзинг автоломбард позволяет зарабатывать самому и передать ее другой компании для осуществления автоломбардной деятельности, получая за это использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса. Любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе.
Вы можете всегда получить у нас консультацию по приобретению франшизы, открытию автоломбарда, а также любым вопросам автоломбардной деятельности.
Ломбарды имеют многовековую историю. Принцип работы ломбарда хорошо понимаем заёмщиком. Ломбардная деятельность велась задолго до появления первого банка, и скорее всего, будет существовать после падения последнего. На сегодняшний день данная сфера имеет свой Закон, собственный мегарегулятор и понятные принципы работы.
В качестве альтернативы франшизе, мы предлагаем "Информационный пакет Автоломбард", подробную информацию о котором смотрите здесь.
Наш эксперт: Ерман Сергей, "Автоломбард на Дубровке", www.auto-dubrovka.ru